Хореографическое искусство

Хореография – первоначально означала запись танца, затем – искусство сочинения танца. Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя всё то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, и бальные, и современные — всё это называется хореографией. Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений. Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом. Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпоритмичное построение. Если при анализе музыкального искусства речь идет о существовании важной связи композитор – исполнитель, то в хореографии эта связь значительно усложняется, ведь между композитором и исполнителем появляется фигура хореографа. Именно этот «тройной союз» и делает хореографию видом искусства.

Первые свидетельства о зарождении искусства хореографии отсылают нас к глубокой давности, когда в доисторические сутки танец выполнял определенную ритуальную функцию. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.  Кроме того, танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться. С профессиональным искусством танца мы встречаемся в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете на льду, иногда в драме.

 

На отделение хореографического искусства принимаются дети в возрасте 6 – 9 лет. Программа обучения рассчитана на 7 лет. Она состоит из специального цикла хореографических дисциплин: классический танец, русский танец, народно – сценический танец, современный танец и сценическая практика.

Классический танец – является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин, является определённым видом  хореографической пластики. Повсеместно он признан одним из главных выразительных средств танца, и представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему движений, в которой нет ничего случайного или лишнего. В процессе обучения развиваются физические данные учащихся: гибкость, танцевальный шаг, устойчивость, вращение, прыжок, свободное и пластичное владение руками, координация движений, выносливость и сила. Приобретается это при систематических и регулярных занятиях, при тщательном выполнении установленных правил и многократных повторениях движений. Занятия проводятся в групповой форме по 4 урока в неделю. Продолжительность урока 40 мин.

Русский танец – одна из составляющих учебного процесса. Богатство русского танца безгранично. На протяжении многовековой истории русский танец был всегда тесно связан с бытом, обычаями, обрядами русского народа, он отражает лучшие черты его характера. Главное в процессе познания предмета – это изучение и овладение основными элементами русского танца. В процессе изучения основных элементов уделяется большое внимание развитию индивидуальных способностей ученика, выявляется его творческая индивидуальность. Занятия проводятся в групповой форме по 2 — 4 урока в неделю.

Народно – сценический танец – одна из основ любой хореографии. Он столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. Такое разнообразие танцев родилось из характера народов, его жизни и образа занятий. При изучении каждого из разделов программы, учащиеся знакомятся с национальными особенностями тех стран, танцы которых изучаются в данное время, узнают об обрядах, жизни и истории народа. Всё это помогает в выразительном исполнении танца. Изучение предмета начинается с 4 класса по 4 урока в неделю.

Современный танец – это все направления танцевального искусства, появившиеся после классического балета. Говоря о современных танцах, мы говорим обо всем культурном пласте конца 20 – начала 21 веков имеющем отношение к движению. Современные танцы – это очень широкое понятие, объединяющее в себе буквально все модные танцевальные течения. Изучение предмета начинается с 4 класса (2 урока в неделю), когда учащиеся уже освоили материал классического, русского и народного танцев. Изучая новый стиль танцев, отрабатываются новые средства выразительной пластики, используются традиционные ритмы современного эстрадного танца, что в значительной мере расширяет исполнительские возможности учащихся.

Сценическая практика – играет значительную роль в художественном воспитании учащихся, начиная уже с первого года обучения. Концертные номера подготавливаются на основе пройденной программы. Репертуар, является органическим продолжением учебного процесса, несет наибольшую эстетическую ценность и воспитательное значение. При подборе репертуара учитываются возрастные особенности учащихся и их технические возможности. Репетиции должны развивать и закреплять знания и навыки, приобретенные на уроках, а также прививать новые, связанные с работой над раскрытием танцевального образа, с решением круга исполнительских задач, предъявляемых сценой. Занятия проводятся в групповой форме по 2 урока в неделю.

Преподаватели отделения хореографического искусства.

Абросимова Алла Константиновна
заведующая отделением,
преподаватель хореографических дисциплин,
образование высшее,
стаж работы 33 года,
высшая квалификационная категория.
Руководитель хореографических коллективов:
«Барбарики», «Грезы».
Кабанова Оксана Григорьевна
преподаватель хореографических дисциплин,
образование средне – специальное,
стаж работы 8 лет.
Руководитель хореографического коллектива
«Карамельки».