Музыка

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности усовершенствованной в ту пору скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое «фортиссимо» (усиленное «форте»), нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец БартоломеоКристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalocolpiano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий тихо и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано» (занятный факт: в самой Италии данный инструмент именуется прямо противоположно: «pianoforte», в соответствии с оригинальным названием). Большой прорыв Кристофори случился, когда он изобрел так называемый ‘механизм избавления’, который позволяет молоткам отскакивать от струн и механизма, чтобы «перезагружать» систему между каждым ключевым нажатием клавиш. Хотя это может походить на незначительное изменение к базовой конструкции, результат – это то, что инструмент был в состоянии играть в различных объемах согласно тому, насколько трудно ударяется ключ – дал фортепьяно его название, и гарантировал его популярность как музыкального инструмента, достаточно универсального, чтобы использоваться как инструмент для оркестра и для соло произведений. Эта популярность не была приобретена инструментом моментально, однако, после окончания семилетней войны в Германии инструмент стал искренне любим и популярен, и когда двенадцать изготовителей фортепьяно приехали в Лондон, чтобы начать производство инструментов для представителей среднего класса. К 1783 году, фортепьяно начало «настигать» клавесин в популярности, и к 1800 году появилось первое истинное вертикальное фортепьяно. В течение девятнадцатого столетия композиторы, такие как Лист и Шопен помогли далее популяризировать инструмент, составляя работы, которые прекрасно подходили под динамический и выразительный диапазон фортепьяно. Самое замечательное в конструкции фортепиано — это, во-первых, способность его корпуса резонировать, а во-вторых, широчайший динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке; рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на «форте». Другое отличие фортепиано от его предшественников — это способность звучать не только тихо и громко, но и делать «крещендо» и «диминуэндо», менять динамику внезапно или постепенно. Появление фортепиано в музыкальной культуре Европы стало отправной точкой для многих и многих процессов: оно привело к возникновению нового, несравненно более сложного гармонического «языка», совершенствованию динамики, и в значительной мере повлияло на ход музыкальной истории, на характер всей европейской музыки, которая является важной частью общемировой культуры. На протяжении последних десятилетий девятнадцатого столетия и двадцатого столетия дизайн фортепьяно немного изменился, хотя возможно самый большой прыжок в технологии произошел с развитием цифрового фортепьяно в 1980-ых годах. У этих инструментов есть полностью различная система весов, которая подражает весам стандартного фортепьяно, и использует цифровые образцы, чтобы произвести ноты. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали фортепианную музыку, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта — будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач — у которого в доме не было бы пианино. Техника игры на фортепиано входит в обязательное обучение каждого музыканта, независимо от его основной специализации. Несмотря на относительную «молодость», фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент — и надо полагать, его славе еще очень далеко до заката…

 

Фортепианное отделение – самое популярное и многочисленное в школе. Здесь обучаются 160 учащихся и работают 14 преподавателей. И не случайно. Инструмент фортепиано вмещает в себя огромные возможности для того, кто им владеет. Это музыкант, исполняющий интересную сольную программу, это любитель, музицирующий в кругу родных и друзей, это пианист в ансамбле с любым другим инструментом.

На отделение инструментального исполнительства специальность «Фортепиано» принимаются дети в возрасте 6-8 лет и обучаются по программе семилетнего обучения. Детям более старшего возраста (9-11 лет) предоставляется возможность обучаться по программе пятилетнего обучения.

Основной предмет –  специальность (фортепиано). Обучение проводится в индивидуальной форме, в удобное для ребенка время (два урока в неделю по 40 минут). Помимо индивидуальных занятий по специальности существуют групповые предметы: сольфеджио, музыкальная литература и хор.

Сольфеджио – обязательный теоретический предмет (1,5 урока в неделю в течение всего срока обучения). Эта учебная дисциплина направлена на развитие слуха и освоение музыкальной теории. Без него невозможно представить воспитание полноценного музыканта.

Музыкальная литература (один урок неделю). Этот предмет действительно имеет много точек соприкосновения и с литературой, и с историей, и с живописью. Ведь вся история развития культуры неотделима от развития музыкального искусства. На уроках музыкальной литературы дети, имеющие склонность к гуманитарным наукам, углубленно, на профессиональном уровне, изучают историю искусств. Путешествуя из века в век, они знакомятся с мировыми музыкальными шедеврами и их создателями. Они свободно ориентируются в таких художественных течениях, как барокко, классицизм, романтизм, модернизм. 

Хор (на протяжении всего срока обучения). Это огромная составляющая музыкальной культуры. Один из самых любимых видов коллективного музицирования, где развиваются слух, интонация и  навыки исполнительского мастерства.

 

Преподаватели фортепианного отдела

Еремина Галина Сергеевна заведующая отделением,преподаватель по классу фортепиано,
образование среднее-специальное, стаж работы 37 лет, стаж работы по специальности 37 лет,
высшая квалификационная категория
                                                                                    Минетуллова Гельсим Амировна заведующая отделом общего фортепиано,преподаватель по классу фортепиано,образование высшее,общий стаж работы 34 года,стаж работы по специальности 34 года,высшая квалификационная категория.
Топчиева Лариса Николаевна
преподаватель по классу фортепиано, образование высшее,общий стаж работы 33 года,стаж работы по специальности 33 года высшая квалификационная категория 
 Антонова Наталья Павловнапреподаватель по классу фортепиано, образование средне – специальное, общий стаж работы 32 года,стаж работы по специальности 32 года, вторая квалификационная категория.

Бурнаева Людмила Ильинична преподаватель по классу фортепиано, образование средне – специальное, общий стаж работы 40 лет, стаж работы по специальности 40 лет,высшая квалификационная категория.

 

 

 

 

 

Веретельник Валентина Васильевна 

преподаватель по классу фортепиано, образование средне – специальное, общий стаж работы 37 лет, стаж работы по специальности 37 лет,первая квалификационная категория.