Изобразительное искусство

Человек соприкасается с искусством каждый день. И, как правило, не в музеях. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в искусство. Искусство нередко называют источником наслаждения. Из столетия в столетие миллионы людей наслаждаются изображениями прекрасных человеческих тел на полотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для наслаждения, а ведь этот сюжет является общим для тысячи живописцев на протяжении многих веков.

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Конечно, это во многом верно: нередко точность, узнаваемость того, что изображает художник, поразительна. Но вряд ли простое отражение жизни, ее копирование, вызывало бы столь сильный интерес к искусству и восхищение им. На произведения искусства накладывает отпечаток место и время их создания.

Искусство – форма познания мира. Но методы искусства совершенно не похожи на научные. Кинофильм сжимает целую человеческую жизнь до двухчасового действия. Русский иконописец утончает и удлиняет до крайности человеческое тело, чтобы показать, насколько святые и ангелы далеки от земного мира и близки миру небесному. Именно такая «неправильность» позволяет зрителю сосредоточиться на главном, рассмотреть то, чего в повседневной жизни он просто порой не замечает. И иногда происходит чудо: искусство изменяет человека. Он задумывается, что казалось ему неважным, начинает по-другому оценивать поступки людей и свои собственные, принимает иной образ действий. Весь смысл жизни может стать другим. Творчество способно преобразить не только зрителя, но самого творца. Может быть, это и есть главное предназначение искусства: позволить человеку познать и изменить самого себя.

Каждое истинное произведение искусства является глубоко индивидуальным, уникальным. Прежде чем принять конкретную форму, художественный образ развивается, вынашивается в замыслах автора. Всё то, что пережито, осмыслено творцом, его понимание мира и духовные ценности проявляются в произведениях искусства. Изобразительное искусство – система комплексного развития творческого потенциала ребенка, что позволяет сформировать творческую личность, обладающую развитым воображением, нестандартно мыслящую, умеюшую ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, владеюшую умениями и навыками созидательного творчества, способную художественно преобразить окружающий мир. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок входит в парадоксальный и притягательный мир искусства, задумывается о тайнах красоты, начинает чувствовать в себе самом стремление к творчеству.

На отделение изобразительного искусства принимаются дети в возрасте 6 – 9 лет,

Срок обучения 7 лет. Программа состоит из полного цикла дисциплин: основы изобразительной грамоты, прикладное искусство, беседы об искусстве в младших классах, история искусств в старших классах, лепка, рисунок, живопись, композиция и скульптура. Все занятия проводятся в групповой форме.

Основы изобразительной грамоты – развитие эмоциональной отзывчивости на прекрасное, интереса и способности к художественно – творческой деятельности, систематическое и целенаправленное развитие цвета, композиции, пространственного мышления, фантазии и воображения. Формирование практических навыков художественной деятельности, способности образного воплощения замысла в творческой работе. Занятия проводятся в 1- 2 классах по 2 урока в неделю. Продолжительность урока 40 минут.

Прикладное искусство – дальнейшее  формирование художественного вкуса учащихся, понимание особенностей прикладной композиции, осмысление места композиции в жизни общества, осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного и бережного отношения к культурному наследию.

Беседы об искусстве (история искусств) – предмет направленный на развитие художественного восприятия учащихся. Программа данного курса подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных средствах и возможностях изобразительного искусства, через уяснение взаимоотношений его с окружающей действительностью, пониманием народного искусства. Цель курса – развить у учащихся художественное восприятие, воспитать художественный вкус, привить навыки анализа произведений искусства, основных этапах его развития, а также о художественных задачах, решающихся на каждом этапе. Занятия проводятся в 1 – 2 классах по 2 урока в неделю.

Лепка – развитие у учащихся объемно – пространственного мышления и чувство формы, её конструктивные и индивидуальные особенности, а также приобрести навыки мышления пластическими образами. Дети учатся лепить на основе наблюдений с натуры и по памяти, изучают пропорции предметов, животных и человека, приучаются передавать свои творческие замыслы в пластическом материале. Преподается этот предмет в 1 – 2 классах по 1 уроку в неделю.

Рисунок – ознакомление учащихся с понятиями: графика, конструктивный рисунок, живописный рисунок, скульптурный рисунок. Также с различными графическими материалами и освоением технических приемов при работе с этими материалами. Осваиваются теоретические и практические навыки в понимании, что такое графический знак, его выразительность, форма, силуэт. Знакомятся с монотапией, гравюрой на ленолиуме, гипсографией, конструктивным и живописным рисунком. Предмет вводится с 3 класса по 3 – 4 урока в неделю.

Живопись. Программа делится на два раздела: колористику (цветоведение) и собственно живопись. Это связано с соединением теории – науки о цвете с традиционным курсом практических занятий по живописи, что позволяет учащимся более эффективно усваивать знания в области цветоведения и успешно применять их в живописной практике. Предмет вводится с 3 класса по 3 урока в неделю.

Композиция – развитие элементарных практических навыков для стимулирования творческого мышления, выявляя индивидуальные особенности учащихся. Задачи курса: изложение основных теоретических сведений на примерах классического мирового искусства, раскрытие наиболее общих закономерностей развития художественного мышления на сравнительном материале различных видов и жанров искусства, где основной объединяющей является композиция, закрепление получаемой информации по каждому разделу курса путем специально разработанных практических упражнений в графической, колористической, объемно – пластической форме. Преподается предмет с 3 класса по3 урока в неделю.

Скульптура. Задача курса – развитие у учащихся объемно – пространственное мышление и чувство формы, ее конструктивные и индивидуальные особенности, а также научить мыслить их пластическими образами. Знакомство с пониманием станковой и декоративной скульптурой, рельефом, с различными пластическими материалами и освоением технических приемов при работе с этими материалами. Предмет начинается с 3 класса по 1 – 2 урока в неделю.

Преподаватели отдела изобразительного искусства.

Лаврова Татьяна Витальевна
заведующая отделом,
преподаватель дисциплин изобразительного искусства,
образование высшее,
стаж работы 28 лет,
высшая квалификационная категория.
Портнягина Ольга Валерьевна
преподаватель дисциплин изобразительного искусства,
образование высшее,
стаж работы 20 лет,
высшая квалификационная категория.
Фролова Надежда Валериевна
преподаватель дисциплин изобразительного искусства,
образование высшее,
стаж работы 5 лет.